понедельник, 11 апреля 2011 г.

РОЛЬ КОПИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РИСУНКА

РОЛЬ КОПИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РИСУНКА
Изучение наследия старых мастеров посредством копирования их работ применялось с давних времен. В конце XIV века Ченнино Ченнини в виде совета начинающему художнику писал: «Постоянно трудись и наслаждайся, срисовывая лучшие произведения, какие ты сможешь найти, сделанные рукою великих мастеров» \
Метод учебного копирования, применявшийся в эпоху раннего Возрождения, стал традиционным. .Копировал, например, фрески, рисунки, скульптуры Микелан-джело. Известно, что Дюрер еще в юности копировал гравюру Мантеньи. В Лувре, Эрмитаже и ряде других музеев хранятся копии Рубенса с работ Микеланджело, Рафаэля, Джулио Романо, Перуджино, Караваджо, Андреа дель Сарто, Гирландайо, Леонардо да Винчи, Корреджо.
В рисунках-копиях, то завершенных, то в виде беглых зарисовок, Рубенс изучает античность, Возрождение, штудирует тело — его строение и движение, драпировки в связи с движением тела.
В наследии старых мастеров таятся огромные ценности. Энгр в 87 лет копировал гравюру с Джотто и на вопрос, зачем он это делает, ответил: «Затем, чтобы учиться». Большое количество копий с картин и рисунков оставили Эдуард Мане, Дега, Ренуар и многие другие.
В России копирование было введено сразу, как только была создана в XVIII веке Академия художеств. Здесь гравюры, живопись, рисунки копировались строго по продуманной системе. Ничем не отличался в этом отношении и последующий XIX век. Вот отрывок из книги «Воспоминания о Брюллове», который характеризует систему обучения в Академии художеств: «В продолжение своего академического курса он написал несколько копий с известного портрета «Папы Иннокентия» Веласкеса, раз семь скопировал этюд Веласкеса, представля¬ющий монаха с книгой, и раз двадцать скопировал голову старика с оригинала того же мастера».
Существует мнение, что Брюллов не решился бы писать такой огромный холст, как «Последний день Помпеи», если бы не сделал до этого копии большого размера с Рафаэля. Из русских художников много копировали Венецианов (он сам говорил, что посвятил копированию около 12 лет), А. Иванов, И. Репин, В. Серов и другие. Интересна запись А. П. Остроумовой-Лебедевой в книге «Воспоминания художни-цы»: «В первый же год вступления в Академию я начала копировать в Эрмитаже. Большая дерзость с моей стороны (...) Постепенно развиваясь, я поняла всю трудность, все совершенство эрмитажных образцов. И чем больше я училась, тем труднее казалось достигнуть совершенства... я стремилась написать ее (девушку с метлой — Рембрандта), представляя себе, как писал Рембрандт. Я думала, глядя на лицо девочки: сначала он писал все это, потом положил сверх этого такие-то мазки, а когда они подсохли, еще следующие. Представляя себе движения кисти Рембрандта, когда он делал то или это, я подражала ему в; этих движениях. Труднее всего было передать фон Рембрандта—что-то совсем неуловимое».
Слова «кто умеет копировать, тот умеет и творить» — приписываются Мике-ланджело. Успех учебного копирования связан с талантом. Копирование требует выдержки, дисциплины, повышенного интереса, любви к оригиналу. «Копируй и наслаждайся»,—говорил Ченнино Ченнини, иначе говоря, копируя, надо чувство¬вать красоту оригинала, переживать восторг. В старой Академии художеств при учебном копировании педагоги советовали ученику быть «активным», то есть если найдешь возможность улучшить что-то в оригинале, улучшай. Этот подход

Комментариев нет:

Отправить комментарий