понедельник, 11 апреля 2011 г.

РИСУНОК С ГИПСОВОЙ ФИГУРЫ

РИСУНОК С ГИПСОВОЙ ФИГУРЫ
Во всех академиях художеств, вплоть до XX века, придавалось очень большое значение рисункам, выполнявшимся учащимся со слепков, сделанных как с античных скульптур, так и с произведений мастеров Возрождения.
Тот высокий уровень, который мы находим в русском искусстве в области рисунка, в большой мере обязан серьезной постановке этой дисциплины в Академии художеств в XVIII и XIX веках. В программе старой Академии рисунок с гипсов был существенной составной частью обучения.
Существует мнение, что рисунок с гипса, так же как знания по анатомии, «засушивают» художника, заслоняют живое, эмоциональное восприятие натуры. Но обращаясь к творчеству художников, воспитанников Академии художеств,! таких, как А. Иванов, К. Брюллов, О. Кипренский, И. Репин, В. Суриков, М. Врубель, В. Серов, Ф. Малявин, не чувствуешь, чтобы развитию их помешало то, что им пришлось пройти в свое время серьезную «школу гипса».
Если во времена классицизма антики служили идеалами, по которым стреми-j лись исправлять «несовершенную» натуру, то в реалистических школах XIX векш слепки превратились в прекрасные и незаменимые учебные пособия по рисунку.
В античных скульптурах мы встречаемся с высокохудожественной обобщен^ ной формой трактовки человеческого тела и его отдельных частей. Изучение антиков помогает понять конструкцию, которая лежит в основе той или иной части живой модели.
Античная скульптура создавалась на основе строгого соблюдения каноничен ских норм, которые явились результатом обобщения наблюдения натуры.
Эти каноны устанавливались путем выявления среднего арифметического^ Благодаря этому пропорции античных скульптур близки к данным анатомии.
Так, например, середина мужской фигуры располагается на лобке, а женской фигуры — несколько выше; голова по высоте равна одной восьмой части фигуры и служит модулем, благодаря которому легко устанавливаются все дальнейшие пропорции и членения фигуры.
Эти общие пропорции первоначально легче объяснить учащимся на неподвижно! модели (гипсовой фигуре).
Рисуя в дальнейшем с живой модели и зная твердо классические пропорции^ легко установить, насколько отличаются пропорции данной модели от классичЫ ских, что значительно упрощает задачу выявления характера живой модели I каждом конкретном случае.
На гипсовой фигуре также благодаря неподвижности объекта можно доступн! объяснить общие принципы постановки фигуры и ее пространственно| перспективное построение.
Однотонность и неподвижность гипсовой модели дает возможность студента изучить форму очень точно. Работа с гипса помогает овладеть техническим! средствами выполнения рисунка, построением формы тоном при помощи оснош ных элементов, передающих объем: свет, полутон, собственная тень, рефлекс падающая тень, блик. При этом следует заострять внимание учащихся на выбор< тональных средств для передачи материала самого гипса и избегать неоправдам ных чернот.
Для первого задания лучше ставить античные фигуры, изображающие проста движение с четкой обобщенной трактовкой форм: «Дорифор», «Германию* «Дискобол».
Для второго задания — более сложные по движению и пластической трактови слепки, например «Апоксиомен», «Венера Мелосская» и другие.
ним I Mm нужно при искусственном свете таким обрашм, чюпы мни ...
in |н пинали форму, а наоборот, наиболее выразительно

Комментариев нет:

Отправить комментарий